ЗАПАД И ДОНБАСС: КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ НОВЫЕ САНКЦИИ

Forbes.ru
May 14, 2014
By Dr. Ariel Cohen

Картинки из Донецка и Луганска — люди, голосующие за независимость, — заставляют западных политиков и аналитиков задуматься: раз они вышли голосовать, значит их мнение нужно учесть при решении будущего Украины.

Это же говорят Кремль и МИД России. Шансы на «круглый стол» после выборов украинского президента возрастают.

Но в реальности МИД России интересует не участь русских и русскоязычных «избирателей», а сможет ли Украина, получившая крупный сепаратистский анклав, Приднестровье плюс Абхазия (минус пальмы), попасть в НАТО.

Она после этого и в Евросоюз не сможет попасть!

Западная Европа, а в особенности Германия, не хочет расширения конфронтации с Россией и нового витка санкций, могущих подорвать цветущий российско-германский бизнес. Германия покупает на миллиарды евро российский газ и сырье, продает поезда и турбины Siemens, «мерседесы» и «фольксвагены».

Но и Ангела Меркель, и Барак Обама понимают, что если сейчас не отреагировать, то придется делать одно из двух: либо отступать, либо входить в жесткую конфронтацию с Россией.

Заявление президента Болгарии о дестабилизирующей роли России и последующая «утечка» отчета германской разведки на ту же тему в Der Spiegel производит впечатление спланированной акции, призванной «дисциплинировать» Берлин. В  обеих мировых войнах Болгария «дружила» с Германией, а не с Россией. София является союзником Берлина со времен воцарения Саксен-Кобург-Готской династии в XIX веке, а Германия пытается играть роль покровительницы Балкан.

После визита Меркель в Вашингтон США и Германия провели последние две недели в консультациях по поводу калибровки и деталей нынешних и будущих санкций. Лучше семь раз отмерить и один — отрезать. Санкции не считают на сегодняшний день особенно эффективными, но будут «поднимать градус», пока не остановят нынешнюю динамику расчленения «братской славянской страны». Иначе, считают в Вашингтоне, если не остановить российский каток, можно в будущем ненароком вляпаться в войну в Балтии.

Существует еще один аспект нынешнего конфликта, который пока не понимают в Вашингтоне, но хорошо отслеживают в Брюсселе.

Это внешнеполитическое значение внутренней идеологической трансформации России. Став поборницей «евразийства», «крови и почвы», назвав Гитлера до 1939 года «политиком высочайшего класса» (Aндраник Мигранян) и став рассуждать об «арийских» племенах, спустившихся с Карпат (Вячеслав Никонов), Россия стала союзницей европейских крайне правых, от Марин Ле Пен до Виктора Орбана и партии «Йоббик», от итальянской Liga Norte до британской UKIP.

Ультраправые — антиамериканские, антиатлантические и антибрюссельские силы — готовы бороться не только с засильем мигрантов и бородатых «женщин» на «Евровидении», но и против «глобалистов». Так из хаоса украинского конфликта, как кит из океанской пучины, всплывает Пятый Интернационал. Интернационал почвы, скреп и антиглобализма. Поддерживаемый телеканалом RT, он предоставляет новый европейский, антиатлантический и во многих случаях антиисламский, антисуннитский нарратив, а России в нем по факту светит роль лидера.

К сожалению, таким образом создаются все предпосылки для перехода украинского конфликта от чисто геополитического к идеологизированному, долгосрочному противостоянию, который потребует и более высокого уровня мобилизации, и больших затрат.

Запад такого конфликта не желает. Поэтому санкции придется вводить через «не хочу», как ни парадоксально, для предотвращения расширения конфликта.

 Какие же санкции видятся на горизонте?

Во-первых, краткосрочные: на экономический саммит в Санкт-Петербург не приедут ведущие лидеры мирового бизнеса, включая Citi и Pepsi. Не секрет, что им звонили «сверху» и советовали отказаться от поездки. От этого российская экономика не «ляжет», но звоночек прозвучит. Если не едут такие «киты», то почему захотят тратить время руководители корпораций поменьше. Рост политического риска ведет к росту процентных ставок, замораживанию инвестиционных проектов и выводу капитала.

Во-вторых, расширение санкций против банковского сектора по иранскому образцу: трудности с межбанковскими расчетами и оплатой кредитных карт даже иностранных банков в России серьезно ударят по бизнесу и по «личной жизни» небедных граждан и даже людей небогатых, раз в год вырывающихся на пляж в Турцию.

Наконец, ввод в строй терминалов сжиженного газа в Европе, например на острове Крк в Адриатическом море, в Клайпеде и Свиноусьце (Польша), строительство интерконнекторов — трубопроводов, позволяющих прокачивать катарский и норвежский газ из Хорватии до Болгарии, и из Венгрии, Словакии и Польши в Украину, понизит зависимость Центральной и Восточной Европы от «Газпрома».

Запуск Транс-Анатолийской газовой магистрали, в будущем способной прокачивать и туркменский, иранский и курдистанский газ, еще более укрепит тренд на диверсификацию источников газа для стран ЕС. А на подходе СПГ из США, Восточного Средиземноморья, Анголы, Мозамбика, а также британский, румынский и украинский сланцевый газ.

Да, «крымнаш» западные политики проглотили, но проглотят ли Донбасс? Поэтому так важно не спешить с новой экспансией, подсчитать как внешнеэкономические, так и внутренние бюджетные последствия «слияния и поглощения» убыточного Донбасса и новых завоеваний.

В соревновании наперегонки российского зайца и западной черепахи вдолгую, как и в басне, побеждает черепаха.

Ariel Cohen, PhD, is Senior Fellow at the Atlantic Council, Principal, International Market Analysis Ltd, a political risk advisory, and Director, Center for Energy, Natural Resources and Geopolitics at the Institute for the Analysis of Global Security

http://m.forbes.ru/article.php?id=257195