VOA Russia
August 11, 2014
By Dr. Ariel Cohen
Историческая встреча прошла в Сочи. Президент Владимир Путин попытался предотвратить еще одну вспышку на территории распавшегося Советского Союза: в Карабахе идет стрельба.
Есть ли связь между конфликтами на Украине и в Нагорном Карабахе? За 26 лет после начала армяно-азербайджанской войны, процесс постимперского распада еще не закончен. Он включает кровопролитие 1988-1994 годов, объявление независимости Нагорного Карабаха (непризнанного всеми, включая Армению), оккупацию семи азербайджанских районов, известных как «Лачинский коридор», и непрекращающиеся перестрелки в которых гибнут сотни людей.
Но западная пресса уделяет внимание гораздо более масштабным и кровавым конфликтам в Ираке, Сирии, Газе и в Украине. СМИ едва заметили страшные новости с Кавказа.
Тем не менее, убийство пятнадцати азербайджанских и нескольких армянских солдат и мирных жителей вдоль «линии соприкосновения» с 29 июля по 1 августа означает эскалацию военных действий. Это показывает, что ситуация может ухудшиться быстро.
В то время как Соединенные Штаты и ЕС «выразили обеспокоенность» происходящим, Владимир Путин решил сыграть роль миротворца. Он встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержем Саргсяном в Сочи для раздельных переговоров. Особых результатов эта встреча не принесла.
Несмотря на резолюции ООН и давление исламских государств, армянская позиция остается неизменной: никаких территориальных уступок Азербайджану ни в Карабахе, ни в семи оккупированных районах.
Таким образом, несмотря на растущее недовольства Азербайджана, и тяжелую экономическую ситуацию, нынешний статус-кво служит Армении: Карабах, называемый армянами Арцах, остается армянским.
Азербайджан, имеющий огромные нефтегазовые доходы, отстраивает свои военные силы в течение многих лет. Тем не менее, он по-прежнему не уверен в своих силах после поражения, нанесенного армянской стороной двадцать лет назад.
Для Запада важны инвестиции в добычу нефти и газа на суше и на море, в том числе стратегический нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», связывающий Каспийское и Средиземное моря, в «Транс-Анатолийский газопровод», который будет экспортировать более 30 млрд кубометров газа в Европу, и будет введен в эксплуатацию в 2018 году, и железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс. Для Баку новая война невыгодна, так как никто не знает, чем она может закончиться.
Тем не менее, эскалация военных действий может быть неслучайной. Армения является верным союзником России. В последнее время Ереван отверг Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, несмотря на кропотливые переговоры в течение последних трех лет, и подписал договор на членство в Таможенном союзе. В будущем, Армения, скорее всего, присоединиться к Евразийскому союзу.
Российские военные базы останутся на территории Армении и после 2043 года, а российские войска уже охраняют границы Армении с Ираном и Турцией.
Более того, Армения поддержала Россию в Генеральной Ассамблее ООН по вопросу о присоединении Крыма. Возможно, она хочет использовать меры, принятые Россией в отношении полуострова в качестве модели для оккупации и аннексии Карабаха.
В конце концов, армяне могут думать, что если Москва расширяет свою сеть непризнанных, сепаратистских сателлитов или присоединенных территорий (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, а теперь Крым), то почему Армения не может аннексировать Карабах?
Азербайджан, со своей стороны, связал свою судьбу с Западом. Мало того, что Баку предоставил беспрецедентный доступ к его углеводородным ресурсам ВР и другим западным энергетическим компаниям, он также имеет сильные экономические и военные связи с США, Турцией, Израилем и европейскими странами. Баку предоставил свой аэропорт, чтобы тот стал перевалочным пунктом Северной распределительной сети, которая снабжала международные силы в Афганистане. Азербайджанские войска были развернуты там бок о бок с войсками НАТО. Азербайджанские солдаты также были направлены в Ирак.
Тем не менее, экспорт углеводородов определяет геополитическое значение Азербайджана. Пограничные столкновения между Азербайджаном и Арменией, скорее всего, призваны напомнить Западу, что санкции против России, введенные в связи с оккупацией Крыма и поддержке пророссийских сепаратистов в Восточной Украине, могут иметь «непредвиденные последствия».
Расстояние от армянской границы до нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан может быть покрыто за день или два успешного танкового броска. Даже периодические ракетные и артиллерийские заграждения может угрожать большому нефтепроводу и развитию нового газопровода TANAP.
Дипломатический орган для решения конфликта между Арменией и Азербайджаном, «Минская группа» в составе США, России и Франции, в настоящее время устарел. Группа была создана в 1990-х годах, когда дипломатическая сотрудничество между США и Россией был нормой, а не исключением. Увы, времена изменились. Враждебность между Москвой и Вашингтоном, и даже между Россией и ЕС, к сожалению, на сегодняшний день делает совместную дипломатию практически невозможной.
США пытается тушить пожары по всему миру. От Южно-Китайского моря до Украины, от «Аль Кайды» до ИГИЛа, от ХАМАСа до Сирии и «Аль-Шабаб». Миротворческая миссия Путина в Сочи, скорее всего, наложит пластырь на вялотекущие военных действия. Но не в интересах России, чтобы стороны пришли к постоянному урегулированию конфликта. Москва не хочет закрыть военную базу в Гюмри и уйти домой, также как она не желала оставить базы в Абхазии и Южной Осетии. Армения, не получившая ни компенсации, ни даже изменения турецкого нарратива о трагедии геноцида армян 1915 года, боится понизить градус отношений с большим северным соседом.
Администрация Обамы, ищущая дипломатических достижений, может попытаться разрулить кризис следующим образом: Армения возвращает семь оккупированных азербайджанских районов в Баку. Это может быть сделано в обмен на открытие блокированной границы для торговли с Турцией и ЕС, а также интеграции Армении в региональную инфраструктуру, в том числе соединение своих энергетических и транспортных сетей с сетью трубопроводов и железных дорог Азербайджана,