УКРАИНА: КАК ПЕРЕСТАТЬ ИСКАТЬ ВРАГОВ

Forbes.ru
March 6, 2014
By Dr. Ariel Cohen

В США не помнят про князя Потемкина, но видят, что Россия захватила часть украинской территории

За двадцать с лишним лет работы в Вашингтоне я не помню такого напряжения в отношениях с Москвой. Ни во времена югославских войн и примаковского «разворота над Атлантикой», ни даже во времена войны в Грузии. Стоит задуматься, что можно сделать сейчас, чтобы потом не было хуже.

Возможно, потеря фондовым рынком почти $60 млрд за один день озадачит генералов российской геополитики. Сколько десятков миллиардов долларов и евро теперь уплывет из страны, никому не известно. То, что «капитал — трус», и если убежит, обратно заманить его трудно, уже стало расхожим местом.

В перспективе — убытки от санкций против высших чиновников, принимавших участие в «освобождении» Крыма, против госкорпораций и частных фирм, также отметившихся на патриотическом поприще, от отмены инвестиционных проектов, от расторжения сделок «пока все устаканится». Я уже не говорю от ущерба репутации и России и Украины как мест для спокойных и выгодных инвестиций, репутации, которую должны были подправить зимние Олимпийские игры в Сочи.

Люди, занимающиеся внешней политикой в Вашингтоне, а таких тут толпы, от сотрудников аппарата Конгресса до чиновников разных рангов в правительстве, не знают о князе Григории Потемкине и основании Севастополя, не видят доказательств унижения и притеснения русскоязычного населения Крыма, не считают Януковича законным президентом Украины после трех месяцев «стояния» на Майдане и его последующего бегства из страны. Правда, о депортации крымских татар в 1944 году они тоже не ведают.

Суммируя, элита видит проблему США-Россия-Украина примерно так:

1. Гарантии Киеву по Будапештскому меморандуму 1994 года взамен отказа от ядерных вооружений давали Россия, США и Великобритания. Сейчас территориальная целостность страны под вопросом, и если она не будет восстановлена, это значит, что каждый диктатор, каждая страна, которая имеет возможности, попробует создать ядерный щит. Мечта Барака Обамы о всеобщем и полном ядерном разоружении умрет на глазах, а нелюбимая им противоракетная оборона, наоборот, восторжествует.

2. Соглашения между Украиной и Россией предусматривают дислокацию российских войск на военно-морских базах в Крыму и не допускают их применения для оккупации полуострова. Отсутствие полковых и дивизионных нашивок никого в заблуждение не вводит. Словосочетание plausible deniability (правдоподобная отрицаемость) было придумано в ЦРУ еще в середине прошлого века. А отборную пехоту и суровый спецназ видно по лицам и выправке в «ящике» и даже без перевода.

3. Заявления новых крымских властей о дискриминации русских в Крыму и об угрозе для них со стороны украинского меньшинства там воспринимаются еще хуже, чем декларации руководителей Судет о воссоединении сами знаете с кем.

4. Многие подозревают, что по крымскому сценарию могут развернуться события на востоке Украины, включая Луганск, Донецк, Харьков, Николаев и даже не горящую пламенем российского патриотизма город-герой Одессу (-маму). Отторжение от Украины этих восточных областей станет самым большим шагом назад — в первую половину ХХ века — не только в Европе, но и во всем мире.

Надежды на примирение в Вашингтоне — даже в администрации Обамы — с захватом украинской территории сегодня нет и не предвидится. В Конгрессе, несмотря на постоянную политическую борьбу между республиканцами и демократами, уже создается коалиция «от стенки до стенки» за принятие санкций.

Правда, некоторые влиятельные сенаторы-демократы, например лидер демократического большинства Харри Рид из Невады и Патрик Лихи из Вермонта, вслед за президентом говорят о «лидерстве из тыла» (lead from behind). Они хотели бы видеть европейцев впереди планеты всей, радеющих за Украину. Блажен, кто верует.

Но Обама не может позволить республиканцам, включая председателя влиятельного Комитета по иностранным делам Палаты представителей Эда Ройса и членов Комитета по иностранным делам Сената Теда Круза и Марко Рубио (оба — убежденные антикоммунисты кубинского происхождения, и оба собираются баллотироваться в президенты в 2016 году), возглавить движение за санкции. Поэтому и демократы в Сенате требуют жестких мер, включая, например, председателя подкомитета Сената по правам человека Кристофера Мерфи.

Поэтому, пока дров не наломали и пока не «посчитали-прослезились» убытки, имеет смысл начать серьезный диалог, в котором все стороны — Россия, Украина, Европа и США — рассмотрят, а потом и согласуют свои «программы-максимум» и «программы-минимум».

Никто в США всерьез не хочет «валить режим» в Москве, окружать Россию «огненным кольцом» военных баз НАТО, затаскивать Украину с ее жуткой разваливающейся экономикой в ЕС и НАТО, а тем более обижать русских и русскоязычных от Днепра до Дона.

Во время нарастающих проблем с Китаем и Ираном, да еще в преддверие выборов в Конгресс, Вашингтону, поверьте, совсем не до этого. Для Америки возвращение в международную систему, существовавшую до Второй мировой войны, отказ от минимальных основ международного права — это переход в Средневековье, лучше всего описанный в сериале «Игра престолов».

Поэтому, как говорят по-английски, давайте дадим этой кошке слезть с дерева. Давайте доверим серьезным людям решать наболевшие вопросы за закрытыми дверями. Поверьте, в Украине поменялись лица и группы (кланы), но в принципе все осталось так как было, о чем и скорбят активисты Майдана. Эти люди умеют договариваться. А это значит, что и по закону о языке, и по статусу регионов можно найти компромисс.

Паранойя и ксенофобия — болезни, оказывается, заразные, и с ними надо бороться. Разумом, а не истерией. Не огнем и не мечом. От них, этих дурных болезней, можно не только обеднеть, но и погибнуть. А этого не хочется никому: ни русским, ни американцам, ни украинцам.

Остается только вспомнить приветствие из «Звездного пути»: «Live Long and Prosper!» (Живите долго и процветайте!)

Ариэль Коэн, директор Центра энергии, природных ресурсов и геополитики, Институт Анализа Глобальной Безопасности; директор, International MarketAnalysisLtd, старший эксперт Атлантического Совета.

http://m.forbes.ru/article.php?id=251621