VOA News
April 30, 2014
By Dr. Ariel Cohen
Белый Дом объявил об очередном раунде санкций против российских компаний и высших должностных лиц. Но я сомневаюсь, что введение новых санкций, угроза дальнейшего расширения списков российских чиновников и бизнесменов, включение в стоп-листы все новых компаний, смогут разрядить ситуацию.
Наиболее опытные вашингтонские ветераны предсказывают дальнейшую эскалацию кризиса.
Для меня очевидно, что подобные действия США лишь разозлят российское руководство, и приведут к росту и антиамериканской и ура-патриотической риторики в России. По настоящему эффективные решения, могущие разрулить это кризис, могут быть приняты только за закрытыми дверями, в результате компромисса. Но пока к такому компромиссу не готовы не в России, не в Украине, ни в США.
Проблема еще и в том, что последствия подобных резких действий достаточно сложно просчитать. Процесс принятия решений о санкциях не до конца прозрачен. Например, по спискам лиц окончательное решение принимают в Белом доме, а в составлении списков принимают участие не только специалисты из Госдепартамента, разведслужб, правоохранительных органов (ФБР) и Минфина, например, но и некоторые правозащитные организации.
В Вашингтоне бывшие высокопоставленные сотрудники федеральных ведомств после отставки зачастую переходят на работу в некоммерческие структуры, в том числе и правозащитные: Freedom House, National Endowment for Democracy, Open Society Institute, Committee to Protect Journalists… Они также направляют в Белый дом свои предложения. Их знают, и с их мнением считаются.
Так что изначальный «черный список» и его окончательный вариант могут сильно отличаться друг от друга. Например история со «Списком Магнитского», когда Госдепартамент предложил внести в санкционный список несколько десятков имен, но в Администрации Обамы решили не идти на обострение двусторонних отношений, ограничившись куда более коротким списком. Спасали небезызвестную «перезагрузку». Увы! Не спасли…
Наиболее проблематичными с точки зрения американского бизнеса мне представляются персональные санкции против руководителей крупнейших российских компаний и запрет на экспорт технологий. Согласно распоряжению минфина, например, американским бизнесменам запрещено проводить переговоры с участием Игоря Сечина. Намекают, что следующим в списке может стать глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Но никто не объясняет, сможет ли председатель совета директоров Exxon отужинать с заместителем Сечина, а старший вице-президента Boeing пригласить на ланч заместителя Чемезова. И каков тогда эффект персональных санкций?
Сможет ли найти Еххоn в России нового партнера, сопоставимого с «Роснефтью»? Неизвестно, учитывал ли кто-нибудь сценарий, когда российская сторона прервет все отношения с американскими нефтяниками, взамен заключив контракты, например, с британской BP или французской Total?
С другой стороны, координация политики по отношению к Кремлю между США и странами Евросоюза сможет радикально изменить картину энергетических санкций. Замены транснациональным нефтяным компаниям Европы и США с точки зрения технологий, рынков, и «глубоких карманов» еще никто не придумал.
Что касается запрета на экспорт технологий, то такая мера давно доказала свою неэффективность. В странах Европы и Персидского залива существует огромное количество посредников, которые готовы взять эти поставки на себя. Именно так получилось в истории с иранскими санкциями.
Подобные компании давно действуют в Австрии, ОАЭ, сейчас, уверен, к ним с готовностью подключатся некоторые страны СНГ, например, Армения. Только мощные финансовые санкции, в том числе и против российской банковской системы, смогут радикально изменить баланс сил.
В Администрации США уже предупредили, что готовы продолжать наращивать давление. Очевидно, что в этом наибольшие потери понесут Москва и Киев, а Вашингтон достаточно легко сможет пережить разрыв и политических и экономических отношений с Россией. В конце концов, 40 млрд долларов торгового оборота между Россией и США – это капля в море.
Ариэль Коэн, директор Центра энергии, природных ресурсов и геополитики, Институт Анализа Глобальной Безопасности; директор, International MarketAnalysis, Ltd, старший эксперт Атлантического Совета.
http://blogs.voanews.com/russian/us-russia/2014/04/30/кто-боится-американских-санкций/