РБК
“Новый тон: о чем и как говорили Путин и Трамп”
Полина Химшиашвили
01/30/17
http://www.rbc.ru/politics/30/01/2017/588e01b69a7947b28973f084
Дональд Трамп впервые после инаугурации поговорил с Владимиром Путиным. После разговора Москва и Вашингтон заявили, что стороны настроены на улучшение отношений и на быстрый переход к практическому сотрудничеству
Первый телефонный разговор Владимира Путина с Дональдом Трампом в качестве президента США состоялся 28 января, через неделю после инаугурации нового президента США.
Весь мир в повестке
Президенты обсудили практически весь набор международных проблем, следует из сообщения о содержании звонка, опубликованного пресс-службой Кремля. Приоритетной целью было обозначено объединение усилий в борьбе с международным терроризмом, говорится в сообщении: «Президенты высказались за налаживание реальной координации российских и американских действий с целью разгрома ИГИЛ и других террористических группировок в Сирии».
Координация между сторонами в Сирии велась и ранее, однако Москва не раз выражала недовольство тем, что Вашингтон не выполнял свои обязательства, в том числе по размежеванию умеренной оппозиции и террористов. Путин в ходе разговора с Трампом несколько раз повторил, что исламский терроризм — это «общий враг», рассказал знакомый с ходом беседы чиновник Белого дома газете The New York Times (NYT). Трамп в своих публичных выступлениях также называл эту угрозу одной из основных для США.
Путин и Трамп также говорили о борьбе с терроризмом, положении дел на Ближнем Востоке, арабо-израильском конфликте, вопросах стратегической стабильности, ситуации вокруг иранской ядерной программы и на Корейском полуострове, затронули «основные аспекты кризиса на Украине». Однако, как сообщил чиновник Белого дома газете The New York Times, по Украине говорили очень поверхностно.
Обсуждалось ими и восстановление взаимовыгодных торгово-экономических связей между странами, что могло бы стимулировать устойчивое развитие отношений. Такие же цели ставились и в разговорах с предыдущим президентом США Бараком Обамой после его вступления в должность восемь лет назад. Говоря об экономическом сотрудничестве, президенты не касались санкций. О том, что санкции и их отмена не обсуждались, сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и собеседник The New York Times. В пятницу Трамп заявил, что «рано пока» говорить о снятии санкций с России. Не делать этого призвал его в субботу президент Франции Франсуа Олланд.
Вскоре после разговора президентов президент Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев сообщил ТАСС, что в ближайшее время представит американским партнерам более десяти инвестиционных проектов, планирует организовать визит делегации американских инвесторов и бизнесменов в Россию, а также открыть офис в Нью-Йорке в мае этого года.
Встреча в плане
Как и в ходе предыдущего телефонного разговора 14 ноября прошлого года, Трамп и Путин договорились дать поручение подготовить их личную встречу. Дату пока представитель ни одной из сторон не называл. Ранее премьер-министр Финляндии Юха Сипиля выражал готовность организовать встречу президентов во время саммита Арктического совета, который должен пройти в этом году. Однако представители Трампа и Путина это предложение не комментировали.
В целом весь разговор свидетельствует о кардинальной смене тона в отношениях между США и Россией, пишет NYT. В его ходе лидеры уверили, что народы двух стран с симпатией относятся друг к другу. Беседа прошла в позитивном и деловом ключе, подытожил беседу Кремль. Он дал «значительный старт к улучшению отношений», президенты надеются, что после звонка «две стороны смогут быстро перейти к борьбе с терроризмом и другим важным вопросам, представляющим взаимный интерес», — говорится в пресс-релизе Белого дома по итогам беседы.
Практика двусторонних отношений показывает, что изначальная ориентация на выстраивание хороших отношений создает иллюзию «медового месяца» — так было между «другом» Борисом Ельциным и «другом» Биллом Клинтоном, «друзьями» Владимиром Путиным и Джорджем Бушем и так далее. Однако первый же серьезный кризис обрушивал отношения, и межличностные симпатии не способны были этот процесс остановить, отмечает эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков. Проблемы в отношениях стран носят системный характер, и важно, чтобы межличностная «химия» работала на выстраивание более широкой и прочной базы отношений. Для этого, возможно, есть смысл возобновить работу президентских комиссий и других форматов, которые были заморожены в последние годы, говорит эксперт.
С обеих сторон будет предприниматься попытка улучшить отношений, но это не значит, что Трамп вдруг капитулирует перед требованиями российской стороны или что Россия сдаст свои интересы в Сирии и на Украине, прогнозирует Ариэль Коэн, ведущий эксперт Atlantic Council. Работы будет много: либо проблемы будут решаться, либо стороны договорятся, что по некоторым вопросам договориться не могут, говорит эксперт. Россия в силу состояния экономики больше заинтересована в улучшении отношений, отмечает Коэн. Трамп же, по его словам, заинтересован в изменении геополитических интересов США, он хочет сконцентрировать внимание на борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в России. — РБК), радикальным исламом, пересмотре отношений с Китаем.
В расшифровке Кремля говорится, что с обеих сторон продемонстрирован настрой на развитие отношений на равноправной основе, обращает внимание программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов. Россия давно стремилась выстроить отношения на этом фундаменте, но нельзя было представить, что США согласились бы с таким подходом, так как предшественники Трампа в отличие от него в развитии отношений с Москвой отталкивались от уже существующих отношений, а он готов к новым подходам, указывает эксперт.